Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867-1884 / Е. О. Вазем ; под ред. и с. предисл. Н. А. Шувалова. – Л. ; М. : Искусство, 1937. – 244 с. : ил.

«Предлагаемые вниманию читателя воспоминания Е. О. Вазем, составленные по ее рассказам Н. И. Носиловым – сыном балерины, дают несколько протокольную, но очень широко взятую картину петербургского балета второй половины XIX века. <…> Книгу Е. О. Вазем с интересом прочтут не только работники искусства, но все вообще интересующиеся прошлым русского театра: она насыщена интересными фактами, меткими характеристиками, ценными профессиональными замечаниями и отлично восполнят пробел в области наших знаний о русской балетной сцене 60-х годов».






Гинзбург И. Ленинградский балет : Дружеские шаржи и эпиграммы / И. Гинзбург, Борис Лео и А. Флит. – Л. : Изд. Центр. театр. кассы Упр. по делам искусств при Ленгорисполкоме , 1940. – 48 с. : ил.

В книге представлены шаржи и эпиграммы на артистов Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова: Г. С. Уланову, В. М. Чабукиани, Т. М. Вечеслову, К. М. Сергеева, Н. М. Дудинскую и др.








Материалы по истории русского балета: 200 лет Ленинградского государственного хореографического училища , 1738-1938 : [в 2 т.] / сост. М. Борисоглебский. – Л. : Изд. Ленингр. гос. хореогр. училища , 1938-1939. –

     Т. 1 : Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского хореографического училища , 1738-1888. – 1938. – 380 с. : ил., [15] л. ил.

     Т. 2 : Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского хореографического училища , 1888-1918. – 1939. – 356 с. : ил., [7] л. ил.

«Очерк затрагивает только историко-бытовые вопросы, связанные с историей училища; он не касается исследования проблем и методов преподавания. Для написания очерка использовано около ста печатных работ различных авторов и несколько сот архивных дел, хранящихся в Ленинградском отделении Центрального творческого архива (ЛОЦИА). <…> Так как театральное училище наитеснейшим образом связано с развитием русской хореографии – абсолютное большинство артисток и артистов нашего балета воспитывалось в училище, – то особое внимание было уделено примечаниям, впервые расшифровывающим сотни имен, затерянных в тумане истории. Работа над примечаниями оказалась весьма кропотливой – две трети имен отсутствуют в каких бы то ни было словарях и энциклопедиях; к составлению примечаний пришлось привлечь выдержки из книг, журналов, газет, архивных дел, стенограмм и показаний живых современников. <…> Цель моей работы – дать последовательные, документально проверенные записки о двухвековой истории балетного Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского хореографического училища. Это отделение было первым зародышем школы и главным стержнем ее вплоть до тех дней, когда училище стало именоваться не вообще театральным, а только хореографическим, т. е. стало тем, чем оно и должно было быть согласно проекту его основоположника Жана Батиста Ланде».






Слонимский Ю. И. Петербургские мастера балета XIX столетия / Ю. Слонимский. – М. : Искусство, 1937. – 288 с. : ил.

«Над этой книгой я начал работу еще в 1934 году, когда в процессе преподавания в Ленинградском хореографическом техникуме сложились основные концепции входящих в нее характеристик, и наметилась схема самой книги. Характеристики даны в форме портретов. Портретность имела целью усилить доходчивость содержания и усугубить рельефность самих образов порой даже за счет частичного отказа от изложения детальной биографической канвы, от разбора отдельных произведений мастеров балета, чье творчество мы анализируем. В книге отсутствует единая схема построения отдельных портретов. Различие в литературных приемах и планах характеристик имело целью помочь читателю живописнее, полнее и шире ощутить образ того или иного балетмейстера. Из этих же соображений портреты непропорциональны друг к другу и по объему».

Содержание: Петербургские мастера балета XIX столетия. – Карл Дидло. – Жюль Перро. – Артур Сен-Леон. – Лев Иванов. – Мариус Петипа.