ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. - 2005. - №3. - С.24 - 25

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА
ПРИНЯТИЯ ПРИСЯГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Васильев Ф.П., Бережкова Н. Ф.


С момента зарождения государства и в целях регулирования исполнительной дисциплины в системе власти устанавливаются единые требования о принятии присяги (клятвы) как определенными государственными должностными, так и иными лицами. Проведенный анализ показывает, что в России становление процесса принятия присяги в государственной системе проходило достаточно длительный период, и она происходила различными способами при различных обстоятельствах. По мнению автора, первоначальные традиции принятия присяги (клятвы) начались со стороны верующих людей, дающих клятву перед Богом. Клятва производилась каждым по его вере и закону. В учебнике «Закон Божий» говорится, что, осеняя себя крестным знамением, мы «кладем сложенные такь пальцы на лоб для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения наших сил телесных». То есть лицо, дающее клятву (наносящий на себе крест) должно проявлять свои действия мысленно осознанно, берет на себя ответственность и в связи соответствующих обстоятельств клянется в их исполнении. На современном юридическом языке присяга — официальное и торжественное обещание (клятва) в верности. Присягу обычно приносит лицо, избранное или назначаемое на ту или иную должность, призванное на военную службу.
Учитывая эти обстоятельства, клятву следует делить на религиозный (имеет также социальный характер) и государственно-правовой характер.
Религиозная клятва — торжественное обещание, подкрепленное целованием Библии, креста, давать правдивое показание либо хранить тайну или не нарушать взятые на себя обязательства.
Государственно-правовая клятва приносилась на основе установленных нормативно-правовых актов конкретными определенными лицами (гражданами) в интересах проводимой государственной политики.
С другой стороны, сама клятва в общественном отношении перед человечеством и индивидуумом являлась и является как необходимое средство в целях разрешения или достижения определенных целей, задач.
Принесение присяги и клятвы давалось путем прикладывания руки на Библию. Учитывая то, что в России с древних времен (с момента принятия христианской веры) служивые люди придерживались соблюдения законов Божьих, то дача клятвы свое начало берет во взаимосвязи с соответствующим вероисповеданием. Содержание даваемой присяги-клятвы в каждом случае было различно. На государственном уровне первыми присягу о служении отечеству, народу принимали в виде клятвы князья — княжеств, которые с момента избрания или получения власти клялись служить своему народу. Впоследствии присягу установили для других категорий граждан, должностных лиц. Это мы видим в трудах Л.В. Беловинского, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, А.Г. Кузьминой'" и других ученых-историков. По существу, само содержание присяги (клятвы) и процесс ее принятия развивались параллельно. Данное мероприятие постепенно приобретает значение необходимого явления. Устоявшееся и закрепленное теми или иными нормативно-правовыми актами, оно прошло длительный путь своего развития.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС