ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. – 2007. - № 11. – С. 12 - 19

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КРЫЛОВА Е. Г.


В современном Российском государстве под принципами государственного управления понимаются основополагающие начала, отражающие концептуальные взгляды Российской Федерации в лице ее населения, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления на сущность, цели и задачи государственного развития путем организации управленческой деятельности. Принципы в правовом государстве сформировались в процессе научной и практической работы и закреплены в Конституции РФ, законах, подзаконных актах с учетом общепризнанных международных принципов и договоров. Конституция РФ 1993 г. закрепила целый ряд общесистемных и структурных принципов государственного управления. Среди них: принцип демократизма (ч. 1 ст. 3), из которого особо выделяются принципы демократических выборов (всеобщность, равенство, состязательность, непосредственность (прямые выборы), тайное голосование, общественный контроль, гласность, свобода и добровольное участие); принцип федеративного устройства (ч. 3 ст. 5); принцип разделения властей в государственном управлении (ст. 10); принцип конституционного регулирования (ст. 15); принцип единой системы исполнительной власти (ч. 2 ст. 77) и др [2].
Впервые в Российском государстве принцип разделения властей был закреплен на официальном уровне в Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 г., а затем в 1992 г. в Конституции РСФСР См.: Энциклопедия государственного управления в России. В 4-х т. Т. IV. Ч. I / Под общей ред. В.К. Егорова. М., 2006. С. 98-100.3 В п. 13 данной Декларации устанавливалось, что "разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства [4]. Следовательно, в правовом государстве одним из основных является принцип разделения властей как условие формирования правового порядка. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним органом, а в том, чтобы различные ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - уравновешивали друг друга, были равновеликими и, более того, могли сдерживать в случае необходимости друг друга.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС