ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. – 2002. - №1. – С. 8-9

Гришковец А.А.,
доцент кафедры административного права
Московской государственной юридической академии,
кандидат юридических наук

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Демократические преобразования, которые произошли в России за последние десятилетие, несомненно, сделали деятельность государственного аппарата более открытой, а значит — более подконтрольной институтам формирующегося гражданского общества. Как известно, среди принципов государственной службы, закрепленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ1, даже был специально выделен «принцип гласности в осуществлении государственной службы». Однако несмотря на очевидные позитивные сдвиги последних лет вряд ли можно говорить, что указанный принцип безоговорочно торжествует в государственном аппарате постсоветской России.
В этом отношении показательна необоснованная и, в общем, сомнительная с позиции принципа законности закрытость значительного по объему сегмента информации о деятельности государственного аппарата. Речь идет о том, что в России ежегодно сотни правовых актов, издаваемых Президентом РФ и Правительством РФ, относят к, так называемой, служебной информации ограниченного распространения. На этом основании данные правовые акты официально не публикуются, хотя во многих случаях они затрагивают права граждан, в том числе тех, что находятся на государственной службе. Сходная картина наблюдается в субъектах РФ. На таких правовых актах проставляются специальные пометки. Обычно это гриф «для служебного пользования», также встречаются пометки «не для печати» и «ОП», т.е. ограниченного пользования.
Уместно задаться вопросом: какая же информация в сфере государственной службы попадает в режим ограниченного распространения? Нередко это сведения о предоставлении отдельным государственным служащим дополнительных социальных гарантий, включая поощрительные денежные выплаты. Например, это правовые акты о премирование членов Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые членами Правительства РФ не являются, а также их заместителей, акты о присвоении абсолютного большинства высших воинских и высших специальных званий применительно к милитаризованным видам государственной службы (военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в федеральных органах налоговой полиции и ряд других).

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС