ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. - 2006. - №2. - С. 3-7

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ В ОБЛАСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ:
"ВТОРОЙ СТО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ" ИЛИ "ВТОРОЙ СТО ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЫЙ"? [1]

Глигич-Золотарева М. В.


В программных установках государственной политики, содержащихся в посланиях Президента России Федеральному Собранию и других официальных программно-политических документах, в качестве одного из приоритетов законотворческой деятельности в сфере федеративного строительства неоднократно называлось делегирование субъектам Российской Федерации дополнительных полномочий, повышение их роли в решении перспективных задач социально-экономического развития страны. Проблема оптимального разграничения компетенции, таким образом, была признана одним из ключевых вопросов эффективного проведения экономической политики на самом высоком уровне. "Сейчас, когда субъекты Федерации уже фактически работают в новых условиях, - сказал Президент, - нужно вместе двигаться дальше, решать задачу соответствующего этапа реформы... В этой связи выделю две основополагающие задачи: первая - это создание прозрачной системы финансирования полномочий региональных властей... Мы должны быть... абсолютно готовы (к делегированию полномочий. - М. Г.-З.) как с правовой, так и с финансовой точек зрения".
Данное заявление прозвучало из уст Президента 2 июля 2005 г. в Калининграде, на заседании Президиума Государственного Совета. По итогам его работы Правительству РФ было дано поручение подготовить нормативно-правовую базу делегирования субъектам Федерации 114 полномочий (впоследствии, в Казани, эта цифра увеличилась до 1 20). "Очень важно, - подчеркнул Президент, - чтобы все они были при деле, чтобы в процессе передачи этих полномочий какие-то из них не оказались бесхозными и не зависли между уровнями власти. Этого допустить категорически нельзя, так как за полномочиями стоит выполнение конкретных обязательств перед гражданами... Добавлю, именно для этого предстоит совместно завершить работу по разграничению доходов между Федерацией, ее субъектами и муниципальным уровнем управления, предоставив тем самым новые и надежные источники финансирования программ, а также оптимизировав процедуры налогообложения". По словам Президента, упомянутый список из 114 полномочий не являлся исчерпывающим - он рассматривался только как первый шаг на пути решения проблемы децентрализации власти в стране.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС