КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. – 2005. - №2. – С. 28-31

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Джагорян А.А.,
главный консультант судьи Конституционного Суда РФ,
аспирант Института государства и права РАН


Государственный контроль является неотъемлемым элементом государственного управления, осуществляемого всеми органами государственной власти в присущих им формах и соответствующими средствами и методами. Будучи встроенным в самое существо публично-властного воздействия на общественные отношения, он пронизывает все формы управленческой активности в ее организационном и функциональном выражении, обуславливая посредством установления непрерывного взаимодействия управляющих и управляемых возможность определения наиболее оптимальных вариантов упорядочения жизнедеятельности социума. Следовательно, действенность государственного контроля предопределяет эффективность государства при реализации возложенных на него задач.
При этом необходимо заметить, что эффективность государственной власти заключается не в том, чтобы любое властное веление было реализовано либо путем непосредственного исполнения, либо через принуждение при выявлении уполномоченными органами и должностными лицами отклонений от заданной властью модели поведения. Эффективность власти определяется ее способностью создавать надлежащие условия для свободного и благополучного развития каждого отдельного индивида и общества в целом. Фундаментальной предпосылкой для создания именно такой модели управления выступает правовой тип властвования, заключающийся в правовой организации власти, правовом функционировании власти и правовом целеполагании власти. Очевидно, что в каждой из трех названных составляющих с необходимостью присутствует контрольный элемент, призванный обеспечить нерушимость основ правовой конструкции власти, а равно стабильность ее развития, что обусловливает и правовой характер самого государственного контроля.
Его социальной сущностью являются фактические общественные отношения конституционного характера, предполагающие поддержание неизменности прогрессивного правового развития всех и каждого членов общества, самого государства, объединенных стремлением достижения общего блага, которое в конечном счете может рассматриваться в качестве объективной цели государства [1] . Высший формально-юридический уровень бытия государственного контроля, таким образом, составляют конституционные нормы, опосредующие фундаментальные общественные отношения, ядром которых является правовая оптимизация публично-властного порядка сообразно стратегическим и тактическим целям государственным образом организованного общества. Следовательно, государственной контроль в его статическом и динамическом выражении изначально опосредован конституционными принципами, являющимися квинтэссенцией ценностной системы общества и одновременно универсальным императивом в процессе нормативного обеспечения его государственно-правового развития.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС