ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. – 2005. - № 6. – С. 13 - 14

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕТОД: СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. А. Дёмин [1]


Категория метода правового регулирования находит применение как при структурировании системы права, так и при работе по систематизации законодательства. Нельзя сказать, чтобы проблема методов правового регулирования в российском праве была решена, поскольку по этому поводу существуют научные позиции противоположного содержания, что сказывается на качестве законотворческих работ в Российской Федерации.
Особенно остро она встала в науке в 70-е годы XX в. Большая дискуссия развернулась тогда вокруг теории хозяйственного права с гражданско-правовым методом правового регулирования, противопоставлявшейся плановой, административно-командной системе хозяйствования с административно-правовым методом. Критика методологических основ советского строя и права, развернувшаяся в ходе идеологической подготовки развала Советского государства, вызывала умеренные возражения одних ученых [2] и радикальные предложения других. Профессор Ю.М. Козлов считал необходимым снять с обсуждения проблему административно-правового метода: "Таковой в качестве самостоятельной правовой категории отсутствует, как отсутствует и гражданско-правовой, и уголовно-правовой методы" [3], - писал он. Этот вывод, можно сказать, общего плана, сделанный Ю.М. Козловым вслед за подобными же предложениями В.Д. Сорокина, представляется не соответствующим действительности, так как вычленение метода правового регулирования необходимо прежде всего для нахождения критерия при структурировании системы права, с помощью которого можно было бы отличить одну отрасль права от другой, и для нормальной кодификации каждой отрасли, а стоя на позиции единого метода такого эффекта достичь невозможно.
Если говорить об уровне, на котором находится административное право в наше время, то в данном контексте уместно привести мнение Ю. А. Тихомирова: "Не повезло" административному и административно-процессуальному законодательству, хотя эти отрасли отражены в конституционном перечне отраслей законодательства (п. к ст. 72 Конституции РФ). Указанные отрасли "рассыпаны" по другим отраслям и сферам государственной жизни. Отдельные институты и подынституты есть в рубрике "Основы конституционного строя" (министерства, органы и организации при Правительстве и т.д., порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан в исполнительных органах и т.п.). Многие акты и институты административного права "встроены"
в структуры других отраслей законодательства" [4]. На мой взгляд, это обусловлено отсутствием в науке четкого критерия соотношения методов, в частности, конституционного и административного права. На самом деле эти отрасли права противоположны по методу правового регулирования.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС