ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2007. - № 3. – С. 57 - 66

О ПЕРСПЕКТИВАХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. БАРЦИЦ

В 2006 г. Российская академия государственной службы выступила в качестве головной организации при осуществлении научно-исследовательского проекта, в рамках которого были подготовлены рекомендации по основным направлениям дальнейшего реформирования государственной службы России и разработаны предложения по проекту федеральной программы развития системы государственной службы Российской Федерации на 2008-2013 годы. В работе коллектива под руководством проректора по научной работе В.П. Чичканова приняли участие специалисты Института научных исследований и информации МГС, кафедры государственной службы и кадровой политики, кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС, а также коллеги из Государственного университета - Высшей школы экономики. В настоящей статье представлены основные подходы, которыми руководствовались специалисты академии при подготовке этого исследования.
Реформа государственной службы - глобальное явление, охватившее "экономически сильные государства и те, которые только встают на то самостоятельного развития, случайно в проекте Европейской конституции, который был предложи для утверждения странам Европейского союза в 2005 г., зафиксировано новое право человека и гражданина - право па хорошее управление. Имеется в виду, что органы власти беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу обязаны рассматривать обращения граждан, а также, что администрация действуют в интересах населения.
Система государственной службы представляет собой неотъемлемый элемент политической, административной культуры, она детерминирована историческими и географическими факторами. Эта управленческая культура столь же стабильна, как и гены. Поэтому ее куда труднее изменить, нежели по-новому пересчитать количество министерств и ведомств, перераспределить между ними тот или иной набор функций.
Действительно, изменить в исторически короткое время структуру государственной власти и систему государственного управления можно. Однако утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (в худшем случае - как дополнительного ис-точника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан предоставить этому гражданину, значительно труднее. Следствием подобного положения является ограниченная способ-ность системы к выполнению функций государственного управления и оказания общественных услуг. По данным опроса Социологического центра РАГС, на вопрос: "Способна ли, на Ваш взгляд, сегодня административная система страны эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?" лишь 18,9% респондентов ответили "в основном способна", а 59,6% - признали неспособность системы управления выполнить названную функцию.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС