ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2007. - № 5. – С. 42-50

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: КОНФРОНТАЦИЯ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО?

АСЦАТУРОВ ГЕННАДИЙ


На международном уровне сложился широкий консенсус в отношении таких приоритетов государственного управления, как управление реформируемым (переходным) обществом на основе профессионализма и этики, передовых информационно-коммуникационных технологий, разработок социально-организационных (институциональных) инноваций и содействия инновационной деятельности во всех секторах общества. Широкое экспертное мнение подтверждает, что "новое государственное регулирование" требует от правительств "сосредоточиться на достижении результатов, взяв на вооружение конкурентные, инновационные и предпринимательские стратегии рыночного типа" [1]. Социологи прямо признают: в реальной жизни современного общества государственная служба и "исполняет", и "управляет", так что характер и методы ее работы сближают ее с практикой частного сектора" [2]. Они отмечают, что во многих аспектах организация деятельности в гражданском государственном аппарате становится все более схожей с организацией деятельности менеджеров частного сектора и все менее схожей с организацией деятель-ности военнослужащих, полицейских и т.п. [3]
Таким образом, перспектива государственной службы как социального института состоит в решении кадровой проблемы, актуальной прежде всего для местных администраций (подготовка администраторов-менеджеров, профессионально разбирающихся во всех вопросах не только социальной политики, но и рыночной экономики); в развитии партнерского и взаимовыгодного разделения труда между государственной властью и сектором рыночной экономики (в том числе предпринимательского сектора) гражданского общества, когда обе стороны остаются на своих "профессиональных территориях", не подменяют друг друга.
Партнерство государственной службы с гражданским обществом в лице экономического рынка означает не переквалификацию государственных служащих в предпринимателей (на это как раз налагается жесткое табу), а учреждение рынка государственных услуг с допуском на него любых, государственных и частных, подрядчиков.
Показательно, что в западных странах реформа государственного аппарата шла в 80 - 90-х годах по сложному, а не но "упрощенному" варианту. Действительно, зачем понадобилось, например, президенту США Б. Клинтону создание правительственной "культуры государственного предпринимательства" вместо привычных и достаточно эффективно работающих государственно-бюрократических структур?

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС