АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДУМЫ РФ.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК (К 90-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ГОС. ДУМЫ). - 1996. - N 5. – С.7-13

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I-III ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ


Ввиду того, что деятельность I и II Дум оказалась крайне непродолжительной (I Дума работала 72 дня, II Дума - 102 дня), в этот период было лишь положено начало формированию традиций думской деятельности, организации ее аппарата и установлению порядка делопроизводства.
В полном объеме традиции думской деятельности сформировались в ходе работы III Государственной Думы - единственной, просуществовавшей весь установленный законодательством срок - 5 лет.
Компетенция Государственной Думы
Государственная Дума - первый в истории Российской империи орган народного представительства - являлась нижней законодательной палатой российского парламента. Ее статус и место в системе высших государственных учреждений были определены рядом законодательных актов, изданных в августе 1905 г. - апреле 1906 г.
Для того, чтобы приобрести силу закона, законодательное предположение должно было получить одобрение нижней и верхней палат - Думы и Государственного Совета, а затем должно было быть утверждено императором.
В компетенцию Думы входило рассмотрение всех вопросов, связанных с изданием законов и штатов государственных учреждений и ведомств, их изменением, дополнением.
Дума рассматривала также государственную роспись доходов и расходов, утверждала финансовые сметы министерств и ведомств, ассигнования из казны, не предусмотренные бюджетом. В ее ведении находился и ряд других вопросов. Дума имела право "возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов..., за исключением основных государственных законов".


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС