УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2005. - № 13. – С.55-56

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ФИРМЫ

ЖУКОВСКИЙ И. В.


      При большом разнообразии подходов к изучению мотивационной сферы личности в основу данной методики в качестве исходного был положен подход А. Н. Леонтьева, который основывается на выделении в мотивах объективной стороны потребностей человека, обусловленных конкретным предметом: "То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности".
      Именно такой подход позволяет определить особенности мотивации профессионального совершенствования сотрудников фирмы и ее влияние на эффективность их повседневной деятельности, которая во многом обуславливает положение дел в фирме.
      В качестве рабочих гипотез при разработке методики изучения мотивационных характеристик менеджеров были избраны следующие:
      Первая. Профессиональное самосовершенствование сотрудника есть относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, направленный на принятие и усвоение внешних, в основном нормативно установленных требований к личности сотрудника.
      Вторая. Мотивация профессионального самосовершенствования сотрудника представляет собой совокупность побуждений и условий, которые определяют (детерминируют), направляют и регулируют процесс повышения его профессиональной компетентности.
      Третья. Наличие и применение целевой методики для диагностики мотивации профессионального роста позволяет использовать имеющиеся средства и способы для развития мотивации профессионального самосовершенствования всех сотрудников, создавать соответствующие психологические условия профессиональной деятельности и условия для поддержания стабильных и высоких результатов в трудовой деятельности и всего бизнеса.
      Методика включает в себя следующие методы: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, анализ документов, изучение результатов управленческой деятельности и специфики труда, аттестации. Кроме того, она объединяет продуктивные составляющие таких методик изучения личности, как "Удовлетворенность профессией", "Самооценка профессионально значимых качеств сотрудника", "Групповая оценка качеств личности сотрудника", рисуночный вариант методики "Незаконченное предложение".

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС