УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2008. - №3. – С.32-39

ВОСЕМЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ, ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО МОТИВИРОВАТЬ

ЖДАНКИН Н. А.


      Шокирующая, но беспощадная статистика, утверждающая, что текучесть рядовых сотрудников и менеджеров низшего звена составляет 100-150% в год, является реальностью. Конечно, это характерно прежде всего для Москвы и для торговли. И этому есть несколько объяснений:
      - Москва избалована избытком рабочей силы;
      - работодатель хочет быстрой (мгновенной) отдачи от персонала;
      - на рынке труда бытует миф, что деньги решают все.
      Данная статистика - это результат отношения работодателя к своему персоналу. По большому счету, выходит, что персонал - это обуза, лишнее, ненужное звено, которое только мешает работе. Получается (парадокс!), что будет лучше, если б его вообще не было. Ходит без дела, что-то просит, на работу опаздывает, работать не хочет, одевается небрежно, хамит клиентам и т. д. и т. п. Поэтому и отношение к нему такое же. Из-за переизбытка рабочей силы никто и не думает о том, как удержать работника. Заявление на стол - и до свидания. Найдем новых работников. Вон их сколько!
      Более того, нередки ситуации, когда человека берут на испытательный срок (3 месяца), заведомо снижая ему зарплату на это время, и даже не думают о заключении с ним долговременных отношений. Затем человека увольняют как не выдержавшего испытательного срока, на его место берут другого на тех же условиях, и все повторяется по кругу. Берут третьего, четвертого и т. д. Какая экономия на зарплате! Временные отношения, временные работники, временная работа... Временное становится законом! Но, как известно, ничего нет постояннее временного. Оттого и текучесть выше всяких норм и правил.
      Кого-то это устраивает, но до определенного времени, кого-то - нет. И тогда работодатель начинает думать: так в чем же дело? Вроде бы плачу не меньше, чем в среднем на рынке для этой категории работников, а они уходят. Нахожу новых работников, и эти опять уходят. Вроде бы и работники неплохие, но что-то их не устраивает. Что же делать?
      Персонал - главный актив
      Повышение эффективности деятельности предприятия, от которой зависит рост производства, рост качества жизни и рост ВВП (главные задачи современности), да и вообще работа предприятия, невозможны без персонала. Персонал - это главный актив предприятия. Без персонала орудия труда мертвы. Как бы не были совершенны технология и оборудование, какой бы отлаженной не была автоматизированная система, без людей, без их знаний и подготовки, без желания и умения трудиться, без должной мотивации и достаточного стимулирования все это или не работает, или не дает адекватной отдачи. Поэтому человек - это ключевое звено на любом предприятии. А мотивация и стимулирование человека являются главными показателями, характеризующими эффективность работы этого ключевого звена. Недаром мотивация и стимулирование сегодня выходят на первое место в системе управления персоналом. И руководители, похоже, начинают это понимать.
      Поэтому вполне закономерен вопрос к работодателю: а знаете ли вы, чем живет этот ваш главный актив - ваш персонал? Что его волнует, чем он озабочен, как он оценивает вашу систему стимулов?

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС