Человек и труд. – 2007. - № 7. – Стр. 39-46

Мотивация персонала: две стороны медали

Святослав СИДОРЕНКО

Директор гипермаркета электроники

Мотив - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека
искать пути и способы ее удовлетворения


Ф. Котлер

      По-видимому, каждому из нас приходилось сталкиваться с грубым или безразличным поведением персонала магазина, кафе и т.п. И наверняка в голову приходила мысль: "Зачем этот человек здесь трудится, - ведь, судя по всему, он совсем не заинтересован в своей работе?" А кто-то, быть может, даже задавался вопросом: "А почему не заинтересован и чем его можно заинтересовать?" Подобный внутренний монолог, конечно, спровоцирован отрицательными эмоциями, весомый заряд которых мы получаем в результате общения с незаинтересованным в работе человеком. Но профессионалам в области управления персоналом, психологии, социологии, маркетинга и др. приходится задумываться об этом серьезно и искать четкие ответы на подобные вопросы.
      Известно, что менеджеры многих компаний прилагают немало усилий, чтобы сделать рабочие места на своих предприятиях более привлекательными. В последнее десятилетие стало недостаточно "просто платить" сотрудникам. Если человек работает в организации только за деньги, его может легко "перекупить" конкурент, что способно нанести компании немалый урон. Поэтому перед работодателями остро стоит вопрос мотивации персонала.
      Большинство руководителей с той или иной степенью уверенности считает, что умеет управлять мотивацией своих подчиненных. Обычно так и бывает до тех пор, пока бизнес не разросся, и руководитель больше не может индивидуально договариваться с каждым. Точка отсчета возникновения новой ситуации - момент, когда повышение зарплаты перестает отражаться на показателях труда сотрудников. Сокрушительным сюрпризом может стать уход ключевого сотрудника, иногда вместе со своей командой.
      Нет ни одного руководителя, который бы не ломал голову над тем, как "замотивировать" своих сотрудников, заставить их работать творчески, "с огоньком". Лю-бой начальник хочет, чтобы его подчиненные излучали энтузиазм и "сворачивали горы". На практике же многие руководители чувствуют себя дрессировщиками, пытающимися расшевелить сонный зверинец. И когда репрессивные методы не приносят ожидаемого результата, они пытаются внедрять системы мотивации персонала, поощрять работников за ударный труд. Но часто эти методы дают даже обратный эффект.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС