Человек и труд. – 2004. - № 10. – С.80-81

Мотивация персонала: некоторые приложения к теории ожиданий

Шеремет Н.


     Трудно мотивировать работника, если он не уверен в том, что его труд будет вознагражден в соответствии с ожиданиями.
     Классическая теория ожиданий по В. Вруму подчеркивает важное значение для мотивации трех видов аналитических оценок относительно того, насколько целесообразны для работника его дополнительные трудовые усилия: "затраты труда-результаты" , "результаты-вознаграждение" , "ожидаемая ценность вознаграждения".
     Практическое использование указанных оценок предполагает конкретную интерпретацию их содержания. Например, в популярном американском учебнике "Основы менеджмента" (1992 г. ) ожидания в отношении оценки "затраты труда-результаты" трактуются как соотношение затраченных усилий с полученными результатами. При этом авторы учебника иллюстрируют содержание оценки двумя примерами, в одном из которых речь идет о результатах для работника, а в другом - для предприятия.
     Так, предполагается: заводской рабочий может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить разряд. Результат в виде повышенного разряда - результат для себя, а не для предприятия. Это уже вознаграждение, а оно в теории ожиданий фигурирует в оценке другого типа -"результаты-вознаграждение".
     Другой пример из учебника: коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит в течение недели на десять человек больше, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Увеличение объема продаж есть результат для предприятия, но не результат для работника. Так, какой же мотивационный смысл имеет данное ожидание? Оно позволяет оценить, способен ли работник, приложив необходимые усилия, добиться увеличения объема продаж. Если да, то следует перейти к оценке "результаты для предприятия-вознаграждение" , чтобы выяснить, какое же вознаграждение полагается работнику. Если между затрачиваемыми усилиями и результатами для предприятия связи не существует, то нет и мотивации к поиску дополнительных клиентов.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС