Человек и труд. – 2004. - № 12. – С.50-55

Совершенствование форм мотивации труда - необходимое условие роста его производительности

Щербаков А.


     В рыночной экономике мотивация трудовой, в том числе предпринимательской, активности выступает основным фактором, определяющим динамику совокупной производительности труда. Предпринимательский доход, являясь частью прибыли, представляет собой главную цель предпринимательского труда и инструмент его мотивации. Единственным источником роста предпринимательского дохода остается увеличение массы прибыли, а при стабильной ее норме это возможно лишь в случае повышения всех затрат на производство, а значит, и на труд.
     Это объясняется основополагающей ролью труда в производстве товаров. Именно количество, качество и сложность труда предопределяют использование других факторов производства. Если труд дешев, точнее, дешевы носители труда - работники, то предприниматель обходится их трудом. Если же работники дороги, то предприниматель ищет возможность заменить их машинами и, соответственно, должен использовать более сложный, более производительный и, естественно, более дорогой труд. В США, например, издержки на оплату труда составляли в конце 80-х годов 75 % ВНП, у нас же в 2003 г. - 46 % от ВВП (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. : "Дело", 1993. С. 568; Россия в цифрах. 2004. М. : Федеральная служба государственной статистики РФ. С. 155).
     Как известно, инструментом мотивации наемного труда является его оплата; она, как правило, прямо связана с динамикой производительности труда. Связь эта может заключаться в установлении определенной зависимости между изменениями результатов труда и последующими изменениями его оплаты. Именно так обычно и рассматривался в нашей литературе вопрос о мотивации к более производительному труду или о стимулирующей функции оплаты труда. Рост оплаты выступает в данном случае функцией увеличения трудового вклада наемного работника: лучше результат труда - выше его оплата.
     Представляется, однако, что такая зависимость в большей мере характерна для ситуаций, когда рынок труда является монопсоническим, где продавцы рабочей силы (трудовых услуг) существенно или всецело зависят от ее покупателя. Такая монополия покупателя может складываться, например, в условиях централизованной огосударствленной экономики. Непосредственной причиной повышения производительности труда здесь является, как правило, ожидание наемным работником повышения его оплаты, а не собственно уровень оплаты труда. При такой зависимости оплата труда - это функция, а количество труда - аргумент.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС