Мотивация и оплата труда. – 2007. - № 4. – Стр. 276-286

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

      Озерникова Татьяна Георгиевна

      Управление мотивацией персонала невозможно без надежных и удобных способов ее измерения. В то же время измерение мотивации — сложная методическая проблема. В статье описаны различные подходы к измерению мотивации, а также методика, основанная на авторской типологии и позволяющая дать количественную оценку выделенным типам мотивации. Кроме того, представлены виды стимулов, рекомендуемые для сотрудников в зависимости от типа мотивации.

      Управление мотивацией персонала для современных компаний становится одним из приоритетных направлений кадрового менеджмента. Существует достаточно много подходов к изучению данной проблемы, и это не случайно: мотивация — сложнейшее социальное, психологическое и экономическое явление. В то же время каждый из подходов предполагает, что для управления мотивацией ее необходимо исследовать и оценивать. Проблема диагностики и измерения трудовой мотивации относится к числу сложных. Как правило, методики измерения мотивации базируются на определенных теоретических моделях мотивационного процесса. В данной статье предлагается инструментарий для измерения мотивации, основанный на авторской модели мотивации.
      Критический анализ научных подходов к определению понятия "мотивация" позволяет заключить, что в науке и практике управления человеческими ресурсами данный термин употребляется в двух основных значениях.
      1. В содержательном (исходном] смысле мотивация — это сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания (потребностей, интересов, ценностных ориентации). В данном значении мотивация представляет собой субъективный процесс, происходящий в сознании человека и оказывающий влияние на его поведение. В процессе мотивации внешние воздействия "опосредуются" сознанием субъекта. Именно это и является причиной того, что одни и те же внешние стимулы по-разному воспринимаются людьми и инициируют различные поведенческие реакции. Отметим, что в данном понимании мотивация персонала является объектом исследования и управления со стороны менеджмента организации.
      2. В функциональном смысле мотивация рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов поведения людей. В таком понимании мотивация является важнейшей функцией управления как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельной организации. В данном контексте термин "мотивирование" тождествен понятию "мотивация". Мотивирование является важнейшей управленческой компетенцией.
      Чтобы измерить мотивацию персонала и понять ее структуру, необходимо выделить основные типы трудовой мотивации. Типы мотивации сотрудников формируются под воздействием различных стимулов к труду — принуждения, вознаграждения, побуждения. Соотношение стимулов и типов трудовой мотивации представлено на рисунке.
      Как правило, система стимулов к труду включает все типы стимулов в различном сочетании. Соответственно, описанные типы


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС