УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.- 2006. - № 2. – С.46-53

МОТИВАЦИОННЫЙ АУДИТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Олехнович М., Макарова Т.


      На данном этапе развития экономики в нашей стране каждый руководитель организации старается максимально эффективно использовать все ее ресурсы для достижения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг. На российских предприятиях наиболее широко используется денежное стимулирование (повышение заработной платы, премии и т. д.). Но в условиях развивающихся рыночных отношений и повышения конкуренции использование только материальных методов стимулирования приводит к снижению конкурентоспособности продукции и неудовлетворенности нематериальных потребностей персонала. Непринятие во внимание нематериальных потребностей может привести к снижению заинтересованности работников в данной трудовой деятельности - и, как следствие, к ухудшению качества работы и климата в коллективе, уходу работников из организации.
      Выявление и удовлетворение нематериальных потребностей является мощнейшим механизмом стимулирования работников, обеспечивающим высокий уровень их заинтересованности и удовлетворенности трудовой деятельностью, снижение затрат и повышение эффективности производства.

      ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

      Большинство руководителей считают, что мотивация персонала - это "виртуальная" область, которую нельзя "пощупать" и которой уж тем более невозможно управлять.

      Типовая ошибка N 1:

      Работники трудятся ради зарплаты.

      Типовая ошибка N 2:

      Работникам нужны только деньги.

      Типовая ошибка N 3:

      Работников легко стимулировать деньгами.

      Список ошибок можно продолжить. Даже те руководители, которые придерживаются концепции У(1) (ориентирована на удовлетворение запросов людей и использует методы поощрения), считают, что российские работники - исключение из правил. Даже те из них, кто может с увлечением выполнять свою работу, заботясь о качестве результатов и репутации организации, все равно хотят только денег. Что уж говорить про руководителей, которые придерживаются концепции X при управлении персоналом(2) (основана на жестком контроле за поведением работников и влиянии за счет принуждения и угроз)!

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС