УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2008. - № 16. – С.65-69

МОТИВАЦИЯ ИЛИ МОТИВИРОВАНИЕ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

Нефедова К.


      Как-то автор был на интервью с непосредственным потенциальным руководителем в банке. Мы долго обсуждали проблемы мотивации персонала, когда руководитель воскликнул: "Ну как же, как мотивировать людей?!" - "Заглянуть в себя", - хотел сказать автор, но, заметив "загнанный" взгляд менеджера, промолчал...
      Любой студент факультета "Менеджмент организации" скажет вам, что, согласно М. Мескону, в управлении компанией имеется четыре важнейших функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Никто и не оспаривает важность этих функций, но особое внимание в данной статье автор хотел бы уделить третьей составляющей - мотивации. В настоящее время множество компаний уделяет вопросам мотивации большое внимание и выделяет бюджетные средства: организуются конференции, тренинги, семинары, пишутся статьи и книги. Психологи все глубже изучают поведение человека и его мотивы, специалисты придумывают различные методики оценки персонала, открываются новые консалтинговые организации и сообщества, где можно почерпнуть всю возможную информацию по данной проблематике. Жизнь не стоит на месте, но почему-то у большинства компаний все-таки остаются проблемы с кадрами.
      Может, стоит разобраться, чем же мы занимаемся на самом деле? Представим типичную для кадрового менеджмента ситуацию. У руководителя отдела (неважно какого) неожиданно появляется потребность в выполнении очередного проекта. Сотрудники категорически не хотят менять привычный ритм работы, несмотря на заверения в том, что проект приведет к оптимизации деятельности всей организации. Персонал отказывается работать сверхурочно, вместо сплоченности наблюдается раздражение, вместо энтузиазма - недовольный ропот. Что делать руководителю?
      Если наш босс - искушенный знаток различных мотивационных систем, то, скорее всего, он сам или с помощью отдела по работе с персоналом протестирует своих сотрудников, скажем, с помощью методики Герчакова, и быстро сориентируется, кому зарплату прибавить, кого почетной грамотой наградить, кому соцпакет расширить, а кому пригрозить лишением премии или увольнением.
      Если руководитель не любитель новомодных техник и приемов по повышению мотивации персонала, а приверженец старого способа "кнут и пряник", то, скорее всего, он не будет разбираться "who is who" и объявит повышенную премию за выполнение работ по проекту всему отделу, а за невыполнение пригрозит лишением премий вообще.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС