УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2004. - № 16. – С.22-25

ОПЦИОНЫ

Молотников А.


      Пожалуй, любой отечественный предприниматель когда-нибудь задавался вопросами: как удержать в компании талантливого и эффективного управленца, чем помимо обычного повышения оклада можно заинтересовать перспективного сотрудника, как повысить личную мотивацию персонала? В то же время западные корпорации уже давно отыскали ответы на эти вопросы. Рецепт успеха довольно прост: поделиться частью акций с сотрудниками предприятия.
      В процессе первоначального накопления капитала доморощенные бизнесмены не очень часто задумывались о кадровых вопросах. В то время главная задача, стоявшая перед российскими предпринимателями, заключалась в захвате максимально большого числа конкретных рыночных сегментов. Этот подход хорошо соответствует бессмертному наполеоновскому девизу: "Главное ввязаться в бой, а там посмотрим". В эпоху головокружительных процентов прибыли и бескрайних просторов не освоенного рыночного пространства ключевые посты в компаниях занимали сами собственники бизнеса, а также их доверенные лица.
      Ситуация стала постепенно меняться по мере развития экономики и усложнения отношений между ее субъектами. Компании стали избавляться от непрофильных активов, постепенно задумываясь о грамотном управлении имеющимися ресурсами. Постепенно в окружении предпринимателей начинают преобладать не их родственники, близкие друзья и просто хорошие знакомые, а специалисты в конкретных областях знаний. Именно так в России сложился крепкий костяк высокопрофессиональных менеджеров.
      В скором времени крупный бизнес осознал, что одним из его наиболее ценных активов являются именно эти профессионалы. Однако вместе с этим пришло понимание уязвимости и ненадежности человеческого фактора. Какими бы хорошими ни были условия труда в типичной российской компании, многие ее сотрудники, занимающие ведущие корпоративные позиции, при первом же удобном случае покидают ее, переходя на работу в другие предприятия.Кроме того, предприниматели столкнулись с довольно низкой заинтересованностью персонала в достижении выгодных для компании целей и задач. Повышению производительности труда не помогало ни увеличение заработной платы, ни всевозможные социальные пакеты.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС