УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2008. - № 21. – С.50-51

К ВОПРОСУ АКТУАЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Лешина М. А.


      В настоящей статье рассмотрена проблема необходимости привлечения и подготовки квалифицированных кадров для вузов, обеспечение им достойной оплаты труда. В публикации проведен анализ статистических данных по средней заработной плате преподавателей вузов и различных специалистов отраслей экономики, здравоохранения, сферы услуг Смоленской области. Автором статьи предлагаются меры стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов.
      Одной из важнейших социально-экономических проблем современной России остается кризис социально-трудовых отношений, который проявляется в недооценке высококвалифицированного интеллектуального труда, в девальвации трудовых ценностей, в превращении финансовых результатов труда в средства для выживания. Кризис социально-трудовых отношений наблюдается во многих сферах и отраслях экономики, но наиболее остро

      - в высшей школе.

      Профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов является ключевым элементом высшей школы, и от квалификации преподавателя, его педагогической компетентности, условий труда и жизни, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависят и качество подготовки специалистов, и результативность экономической деятельности.
      Деятельность преподавателей высшей школы в современных условиях характеризуется такими негативными чертами, как:       - уход наиболее квалифицированных преподавателей из образования в другие отрасли экономики из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда, ухудшения условий жизни;
      - нежелание молодых специалистов получать послевузовское образование и начинать свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей высшей школы, что приводит к "старению" ППС вузов [1, 2].
      Возможности привлечения молодого и квалифицированного преподавательского персонала в вузы ограничены, с одной стороны - низкой оплатой труда преподавателей вузов, не имеющих ученых степеней и званий, а также стажа работы в высшей школе, с другой стороны - дополнительными финансовыми затратами на получение послевузовского образования (отсутствие необходимого количества бюджетных мест в аспирантурах и докторантурах вузов, издание собственных книг, монографий, учебников и т.д.).
      Для сравнения в таблице 1 автор представил статистические данные о размерах средней заработной платы ППС Смоленского государственного университета (СмолГУ), Вяземского филиала МГУТУ и различных специалистов отраслей промышленности, здравоохранения, строительства, сферы услуг, государственных учреждений Смоленской области.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС