УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2008. - № 9. – С.32-35

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА СТРАТЕГИЮ КОМПАНИИ

КЛОЧКОВ А.


      В предыдущей нашей статье (УП N6, 2008) говорилось о принципиальных различиях опережающей и подкрепляющей форм организации стимулирования в содержании мотивов, движущих работником в соответствующих ситуациях. При опережающем стимулировании человек заранее знает о том, какое поощрение он может получить при условии надлежащего исполнения рабочего задания, и это знание в существенной степени составляет его мотивацию и определяет отношение к заданию. При подкрепляющем стимулировании в чистом виде такой информации у него нет, и ему приходится ориентироваться на более широкие мотивы производственной ситуации, в том числе и мотивы технологической целесообразности, объективной необходимости деятельности, общих целей трудового коллектива и т. п. Поощрение он получает по итогам работы в случае ее надлежащего исполнения. Поощрение как бы подкрепляет направленные на эффективную работу усилия человека, и, в сущности, стимулирует его последующее трудовое поведение.
      Таким образом, опережающее стимулирование имеет свойство сужать мотивацию работника до уровня сугубо личного интереса, отчуждать от более широких интересов организации. И с этим отчуждением менеджменту предприятия в последующем приходится отчаянно бороться. Об управленческих достоинствах и недостатках обоих форм организации стимулирования подробно говорилось в статье.
      Между тем, подкрепляющее стимулирование при определенных обстоятельствах может терять свои преимущества и по своим мотивационным характеристикам постепенно переходить в опережающее, т. е. можно говорить о том, что между ними есть некоторые промежуточные формы. Дело в том, что в основе опережающей, подкрепляющей и переходных форм организации стимулирования лежат различные формы социального обмена. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

      ПРЯМООБМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

      Обменная теория говорит о том, что люди в большинстве случаев вступают во взаимодействия друг с другом с целью обеспечить себе удовлетворение каких-либо потребностей за счет того, что удовлетворяют потребности своих контрагентов. Отдавая что-либо, они надеются получить нечто необходимое им. При этом в самом простом и ясном случае социальный обмен осуществляется на принципах эквивалентности и гарантированности. Человек отдаст свое благо только в том случае, когда, во-первых, получаемое взамен благо устраивает его по содержанию и объему, а, во-вторых, не будет какого-либо обмана со стороны контрагента.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС