Мотивация и оплата труда. – 2007. - № 3. – Стр. 224 - 229

КАК "ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ" В ГЛАЗАХ СОТРУДНИКА, ИЛИ ТОМ СОЙЕР ПРОТИВ ФУТБОЛИСТОВ

Бондаренко Н. Ю. —
директор и бизнес-тренер компании Nota Bene Training (NBT). Входит в "Топ-10" рейтинга журнала "Маркетинг Менеджмент" как лучший тренер по тайм-менеджменту и личной эффективности
(г. Москва; www.nbtraining.ru)


      В статье рассказывается о способах нематериальной мотивации сотрудников, а также описываются три доступных приема, посредством которых руководитель может повысить мотивацию, работоспособность, качество работы и производительность сотрудников. Кроме того, подробно рассматривается методика, основанная на типах мотивационной направленности человека ("я", "ты", "дело"), как практический инструмент оперативного управления сотрудниками.

     В процессе подготовки к тренингу по тайм-менеджменту и личной эффективности я просмотрела большое количество материалов о мотивации из различных источников. На одном из интернет-форумов мне попалась необычная заметка. "Один мудрый джентльмен пожелал избавиться от мальчишек, играющих в мяч под его окнами. Они играли очень эмоционально и шумели так сильно, что это мешало ему работать. Он имел большой жизненный опыт и знал, что если запретить им играть или попытаться помешать это делать, то это только повысит их желание и интерес к игре. Ему же было необходимо остановить детей. Тогда он применил то, что работало всегда... В одно утро он вышел к ним и предложил оплачивать их ежедневную игру в мяч в размере $1 за день игры каждому, объяснив это тем, что ему очень нравится, как они играют. Ребята согласились, поскольку это было удачным для них вариантом: получать деньги за то, что приносит удовольствие. Обязательным условием для них было играть ежедневно в одно и то же время и независимо от того, хочется играть или нет. Так продолжалось неделю, и джентльмен регулярно выплачивал каждому мальчишке по $1 за день игры, и ребята выполняли свои обязательства. В начале следующей недели он объявил им, что, к со-жалению, его уровень дохода позволяет выплачивать только по 50 центов за день игры. Мальчишки поморщили носы, но продолжили играть, поскольку и эти деньги были не-плохим доходом для ребят их возраста. Однако один из них произнес такую фразу: "Ты знаешь, Джо, я не собираюсь за 50 центов бегать и кричать, как и раньше, я буду просто приходить сюда, чтобы он меня видел". Спустя еще одну неделю мудрый джентльмен объявил ребятам о том, что состояние его дел ухудшилось и он сможет платить им только по десять центов в день. Мальчишки были единодушны в своем решении: "Это уже слишком, и мы не собираемся делать эту работу за такую маленькую плату. Поднимите плату, или мы уйдем!" Мудрый джентльмен развел руками и сказал, что не может ничего поделать. Тогда ребята сказали: "Больше вы нас здесь не увидите". Так и произошло. Зайдя в свой дом, мудрый джентльмен сел за стол, раскрыл ежедневник и сделал запись: Q.E.D. (quod erat demonstrandum), означающую: "Что и требовалось доказать".
     Я перечитала этот рассказ несколько раз, размышляя над тем, почему ощущение легкости и игры со временем теряется? И возраст здесь не имеет значения - ведь в футбол за деньги играли совсем еще мальчишки. Тогда в чем же причина?
     HR-менеджерам известен феномен "нового сотрудника". Иногда еще говорят: "Молодая кровь" пришла". Это означает, что первые два-три месяца отдача от работы нового сотрудника, как правило, максимальна. У него горят глаза, он инициативен и мыслит творчески. Он приносит с собой тот самый "свежий ветер", которого все давно ждали. Новый сотрудник похож на мальчишку-футболиста, который играет с удовольствием. И вот наступает день зарплаты. Все идет хорошо. Однако не все со-трудники продолжают по-прежнему радовать нас инициативой и блеском в глазах. Они начинают подолгу задерживаться в курилке и говорить точь-в-точь как те мальчишки: "За такую работу всего $1000?"

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС