УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА. – 2007. - № 2. – С. 152-162

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ

БЕРКОВИЧ ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА


     В статье рассматриваются организационные проблемы построения эффективной системы мотивации сотрудников. Разработка стратегической модели мотивации и стимулирования персонала, стратегии развития фирмы, трансляция основных целей и стимулов для решения тактических задач, правильное структурно-функциональное обеспечение функции мотивации — все это необходимо для того, чтобы ориентировать деятельность сотрудников в нужном направлении.

     Мотивация и стимулирование работников всегда являлись одними из сложных процессов в управленческой деятельности. Скрытый механизм мотивации и многообразие интересов участников производства создают определенные трудности в разработке эффективной системы побуждения к труду с высокой отдачей. Для активизации трудовых усилий необходимо, чтобы каждый человек, участвующий в достижении главной цели предприятия, осознавал собственные интересы в этом процессе. Следовательно, для эффективного стимулирования необходимо изучение основной структуры интересов, их влияния на мотивацию и формирование системы адекватных стимулов, способных ориентировать коллектив и каждого работника на достижение целей компании. Организации могут разрабатывать прекрасные планы и стратегии, находить оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи и обработки информации, устанавливать самое современное оборудование и использовать передовые технологии. Но все это не обеспечит необходимую отдачу, если члены команды не будут должным образом стимулированы, если они не будут заинтересованы в достижении целей. Очевидно, что грамотно спланированная, устойчиво действующая на всех персональных уровнях мотивационная система является одним из основных факторов, гарантирующих эффективность деятельности компании.
     Практика показывает, что на предприятиях функция мотивации, как правило, реализуется во фрагментарном виде: системы стимулирования разрабатываются экономистами без ориентации на стратегические цели, без исследования мотивов работников, их отношения к предлагаемым стимулам, а также без трансляции целей и стимулов их достижения до каждого рабочего места. По сути дела, функция мотивации и стимулирования работников не имеет своего логического начала: не связана концептуально с тактикой развития предприятия и не подкреплена определенным структурно-функциональным обеспечением. Это серьезная проблема, ее разрешение имеет организационные основы.
     Организационное влияние на мотивацию и стимулирование труда можно рассматривать с двух позиций: как влияние организационных факторов на мотивацию труда сотрудников и как функцию целенаправленного воздействия на повышение ее уровня.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС