СПРАВОЧНИК ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ. – 2007. - № 8. – Стр. 64 68

ЭМОЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЯНА АРТАМОНОВА,
заместитель начальника управления работы с персоналом, ОАО АКБ "Пробизнесбанк", г. Москва

Финансовая группа LIFE, ОАО АКБ "Пробизнесбанк" основание 1993 г. Численность персонала банка - более 2000 человек, в группе компаний работает более 4000 человек.

В последнее время в среде специалистов по управлению персоналом растет интерес к понятию "эмоциональный интеллект" Emotional Intelligent (El). Многие практики видят в нем новую чудо-технологию мотивации и управления людьми. Постараемся разобраться, что представляет собой Emotional Intelligent.

"Невиданный зверь"

     Эмоциональный интеллект - это "способность распознавать собственные чувства и чувства других людей для того, чтобы мотивировать себя и управлять своими эмоциями и отношениями".[1] Из этого следует, что умение управлять такой "тонкой материей", как эмоции, открывает перед людьми новые возможности как в работе, так и в жизни.
     Напрашиваются вопросы: можно ли развить в себе эмоциональный интеллект, и как это сделать?
     На первый вопрос авторы книги [2] отвечают так: "Начинать надо с себя". Изменитесь сами, поменяйте свое отношение к людям и работе, и изменится все вокруг. Однако можно ответить на поставленный вопрос конкретнее, для этого нужно пойти от противного - развенчать мифы, которыми уже успела обрасти сфера эмоционального интеллекта.

Миф 1. Развить эмоциональный интеллект можно самостоятельно: ни с кем не общаясь, сидя в кабинете, читая книжки и иногда приглашая консультанта по коучингу.

     Правда в том, что, как и любой другой социальный опыт, эмоциональный интеллект строится на умении взаимодействовать, вести переговоры, разрешать конфликты, вдохновлять и быть лидером. Навыки EI формируются и укрепляются только в общении с людьми. Например, на тренингах по развитию EI обычно создается группа, в которой участники (как правило, 6-8 человек) встречаются не менее 1 раза в 1,5 недели, обсуждают поведение друг друга, дают обратную связь, учатся мотивировать, задавать вопросы. В такой группе можно пересмотреть рабочие ситуации и дать развивающую обратную связь относительно поведения человека в них. Иногда встречи проходят с коучем-модератором, но в идеале участники должны сами находить и определять темы для общения. Навыки взаимодействия, которые формируются в такой группе, довольно легко перенести на реальные рабочие ситуации.

Миф 2. Как только повысится уровень EI руководителя - сразу улучшится результативность работы подчиненных.

     Очевидно, что сотрудники будут больше разговаривать со своим начальником, обсуждать проблемы, цели и задачи. Но невозможно установить прямую взаимосвязь между уровнем EI и трудовыми показателями. Эмоциональный интеллект - это важное и нужное управленцу качество, с помощью EI можно создать атмосферу и сильную мотивацию, однако нельзя ничего гарантировать, поскольку влияние навыков, таких как постановка бизнес-целей, анализ рынка и планирование, никто не отменял.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС