СОЦИС. - 2005. - № 1. – С.78-81

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

АЛБЕГОВА И. Ф.


     Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве от социальной реальности. Подход социолога к проблеме мотивации - это взгляд на необходимость изучения данной проблемы посредством социопсихологического анализа индивидуальных действий, раскрытия связи мотивационного процесса с актуальной социальной ситуацией. Следует также отметить, что мотивационный фактор обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мастерства. В этой связи изучение мотивов, содействующих выполнению социальным работником своих профессиональных обязанностей, решению задачи по формированию субъектности клиента крайне важно. Особенно актуальной эта проблема становится, когда речь идет об инновационных видах деятельности, к числу которых относится и социальная работа.
     Обычно выделяют три группы мотивирующих факторов. Первую составляют потребности и инстинкты. Эта группа факторов отвечает на вопрос, почему организм вообще приходит в состояние активности. Вторую образуют мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения, то есть она отвечает на вопрос, на что направлена активность организма. Третья группа - это проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п. ) и установок в поведении субъекта. Эта группа отвечает на вопрос: каким образом осуществляется регуляция динамики поведения.
     С точки зрения нашего исследования, наибольший интерес представляет вторая группа факторов, определяющих мотивы поведения и как частный случай - мотивы выбора специальности "социальная работа" , осуществления ее как профессионального вида деятельности и практики волонтерства.
     Изучение мотивации выбора специальности "социальная работа" , реализации профессиональной деятельности и практики волонтерства осуществлялось с 1994 по 2004 г. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают достаточно сильное влияние на эффективность обучения, выполнения профессиональной деятельности и практики волонтерства, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала. Кроме того, мотивация социальной работы зависит от полоролевых стереотипов и имеет в этом смысле достаточно широкий диапазон. Использовались следующие методы исследования: социологический опрос в форме полуформализированного интервью, анкетирование, анализ документов (личные дела, автобиографии, резюме, должностные инструкции социальных работников, международные стандарты в области профессиональной деятельности социальных работников), а также проведены и проанализированы письменные работы-эссе на тему "Почему я хочу быть социальным работником?". Объектами исследований стали 620 студентов отделения социальная работа ЯрГУ и студенты ЯГПУ, обучающиеся по специальности "социальная педагогика" , у которых выявлялись мотивы выбора данных специальностей. Основными методами исследования в данной группе было анкетирование, написание и контент-анализ работы-эссе.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС