Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1. - С. 33-37

Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:
современные проблемы и практика законодательного регулирования

Кондрашев А.А.


Основные вопросы разграничения полномочий в ходе реализации предметов совместного ведения в федеральном законодательстве
Российская модель закрепления предметов совместного ведения, по нашему мнению, является способом централизации правотворческих и исполнительных полномочий на федеральном уровне и сужает возможности определения самостоятельного круга полномочий органов государственной власти субъектов. Хотя в науке существует и иная точка зрения, согласно которой "выделение собственных предметов ведения субъектов Федерации помогает оформить "образ" последних как таких "промежуточных" публично-территориальных образований, которые не рассматриваются в качестве государств в международно-правовом смысле, но не являются и административно-территориальными единицами". В рамках данного подхода "юридическое оформление собственных предметов ведения как бы закрепляет их в качестве "естественно-исторических", то есть не подлежащих ограничению при различных внутрифедеративных переустройствах" [1].
Одной из проблем, возникающих при определении ведения субъектов в пределах совместного ведения РФ и субъектов, является избыточность сферы совместного ведения. Российская схема разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации не имеет механизма определения полномочий субъектов в рамках совместного ведения России и субъектов и критериев пределов федерального регулирования. Формула ст. 76 Конституции предоставляет ничем не ограниченные возможности для Федерации регламентировать сферы общественных отношений, указанные в ст. 72 Конституции, исчерпывающим образом, лишая субъектов РФ сколько-нибудь значимых законодательных прерогатив. Но при этом в науке имеются и иные взгляды на данный вопрос. Так, было высказано мнение, что "федеральные законы, принимаемые по предметам совместного ведения, должны устанавливать лишь общие принципы регулируемых отношений, оставляя все конкретное законодательное регулирование органам государственной власти субъектов Федерации" [2]. Но, как показала практика федерального законотворчества по предметам совместного ведения, субъекты РФ оказались лишены возможности сколько-нибудь существенно регламентировать на законодательном уровне вопросы совместного ведения. Мало того, в последние несколько лет федеральный законодатель лишил субъекты РФ некоторых из тех прав, которые были предоставлены им ранее, и действительно отражали их участие в совместном регулировании вопросов, перечисленных в ст. 72 Конституции [3].


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС