ПОЛИТОЛОГИЯ. - 2004. - №2. - С. 120-128

ИМПЕРИЯ И ЕЁ ГОСПОДА ЧИНОВНИКИ

В.А.Рыжков


Судьба России своей трагической траекторией напоминает судьбу Византии. Теряя территории, население и мощь, наше государство продолжает, тем не менее, судорожно цепляться за старые формы общественного бытия. На каждый новый вызов мы неизменно даем старый ответ. И поэтому всякий раз терпим историческое поражение.

1

Больше всего мы цепляемся за все имперское. И не только за греющее душу состояние «величия» (идеальное представление о себе, как о «сверхдержаве», «шестой части суши», «Третьем Риме», «Святой Руси» и т. д.). Но и за вполне прозаические (и привычные) формы организации государства и государственного управления. Негасимая любовь к «твердой руке», объединяющая подавляющее большинство современных россиян - это на практике любовь к вполне конкретным практикам и институтам. Ведь за столетия Российская империя приобрела ряд устойчивых признаков, благополучно переживших советский период и сохраняющих свое значение по сей день.
Главные из этих признаков таковы. Правящая элита страны является наднациональной, отчужденной от народа, преимущественно военной - чтобы управлять народом (народами), которые рассматриваются, как покоренное население. Местные вожди (по-нынешнему - лидеры) подчиняются центральной администрации, получая от нее, при нужде, поддержку. Шанс на некоторую степень автономии имеют только компактно проживающие нерусские народы, русские же несут главное государственное тягло, находясь часто в наихудшем положении (так было как в Российской, так и в Советской империях). При этом законы и административный контроль империи распространяются на всю территорию страны. «Все население, включая русских, служило для империи сырьем - им манипулировали и пользовались так, как считали нужным для единства и силы империи». Экономическая жизнь имела для империи подчиненное, второстепенное значение - «с учетом приоритета в содержании вооруженных сил и администрации». В этом смысле «дело Ходорковского» начала XXI века ничем не отличается от «дела Демидова» середины XVIII в. Православная церковь и другие конфессии играют подчиненную, обслуживающую роль в отношениях с имперской администрацией. «Во все времена выживание империи и поддержание территориальной целостности являлись важнейшими приоритетами российских правителей: перед ними отступали все остальные - национальные, религиозные, экономические и прочие». Замечу от себя, что среди «прочих» всегда была и ценность самой жизни жителей России.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС