ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2008. - № 4. – С. 33 – 37

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА: ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ

Елена КИРЕЕВА

- кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственного управления,
правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС

 

Общность и различия в правовом регулировании государственной и муниципальной службы обусловлены тем, что, с одной стороны, муниципальная служба как атрибут и неотъемлемая часть местного самоуправления отделена от органов государственной власти, и поэтому данный вид службы не зависит от службы государственной. С другой стороны, отсутствие однозначной границы между местным самоуправлением и государством потенциально обусловливает достаточно тесные связи между двумя видами службы.

Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации и одноименной целевой Федеральной программе, рассчитанной на срок до 2006 - 2007 гг., обозначена необходимость эффективного взаимодействия государственной службы субъекта Федерации с муниципальной службой в органах местного самоуправления [1]. По оценкам экспертов, самая сложная проблема заключается в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере организации государственной службы и обеспечения ее взаимодействия с муниципальной службой [2].
Первый из принятых в рамках реформы Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) в числе принципов построения и функционирования этой системы (ч. 1 ст. 3) называет взаимосвязь государственной и муниципальной службы, что обеспечивает единство правовых подходов. По мнению ведущих специалистов в области муниципального права, этот принцип обусловлен единством правовой природы данных видов служебной деятельности, направленных на реализацию полномочий органов публичной власти [3].
В законах, посвященных регулированию государственной и муниципальной службы, принцип их взаимосвязи также нашел свое закрепление. Гак, в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29 марта 2008 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) определена взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, соответствующие положения установлены в ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ).
Однако если взгляды федерального законодателя на уровне общих принципов и концептуальных подходов единодушны, то в практическом их воплощении позиции относительно государственной и муниципальной службы расходятся. Прежде всего это касается самих понятий и отраслевых приоритетов в правовом регулировании общественных отношений на государственной и муниципальной службе.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС