ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО. - 2004. - № 1. – С. 24 -36

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ПРАКТИКА РОССИИ)

А. А. Гришковец


Проблема "государственная служба и гражданское общество" была впервые четко обозначена в Концепции реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г. Соответствующие положения Концепции получили развитие в федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)". Достаточно сказать, что в преамбуле Указа Президента РФ от 19 ноября 2002 г., которым она была утверждена, специально подчеркивается направленность программы на развитие гражданского общества.
Нормальное взаимодействие власти и общества - необходимое условие политической стабильности и процветания каждой страны, потому что коренные вопросы ее развития, как правило, государство не в состоянии решить без поддержки общества, а общество не может решить без поддержки власти. Успешными бывают лишь совместные их усилия. В России такое взаимодействие тем более необходимо, поскольку страна переживает переходный период - период глубокой социальной трансформации. Ни одна реформа не может быть осуществлена только силами бюрократии, без поддержки общества. Более того, именно бюрократия нередко становится тормозом реформ, в которых нуждается общество, извращает их суть. В то же время общество без участия государства бессильно провести необходимые ему реформы: для этого нужны административный, властный ресурс, а также материальные средства, получаемые от налогов, которыми распоряжается государство .В общем, есть все основания полагать, что на современном этапе государственного строительства в России в центр государственного управления и административно-правового регулирования выдвигаются отношения государства с гражданским обществом, а приоритетными являются права и свободы человека и гражданина.
Государство и гражданское общество: постановка проблемы. Проблема четкого определения направлений взаимодействия между государством и гражданским обществом не нова. Еще в годы существования СССР она, правда в несколько ином ракурсе, но тем не менее обсуждалась в юридической науке. Речь идет об исследовании советскими учеными-юристами проблемы взаимодействия государства и общественных организаций . В развернувшейся дискуссии обозначились две основные позиции. Одни авторы (А.И. Лукьянов, Б.М. Лазарев) выдвигали и аргументировали идею о передаче ряда функций государственных органов общественным организациям, отмечали процесс выравнивания государства и общественных организаций, которые наряду с госаппаратом выступают теперь на первый план во всей хозяйственной, социальной, культурной и политической жизни советского народа. Другие авторы (прежде всего Ц.А. Ямпольская) полагали, что речь нужно вести не о передаче функций государства общественным организациям, а о демократизации принятия управленческих решений путем вовлечения в данный процесс широких народных масс, включении представителей общественности в состав государственных контрольных органов в качестве их постоянных членов. Близкую позицию занимал Ю.М. Козлов: основная часть полномочий общественности сводится к оказанию содействия органам управления, а все мероприятия, направленные на повышение роли общественных организаций в хозяйственном и культурном строительстве, осуществляются волей государства. Важно подчеркнуть: Ц.А. Ямпольская выдвигала и аргументировала идею не просто об участии общественности в деятельности государственных органов, но рассматривала систему этих органов как систему государственно-общественную.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС