ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2002. – №1. – С.34-40

О НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ И БЮРОКРАТИЗМЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ


«Управление такой большой и сложной социальной системой, как Российская Федерация, не может быть жестким, детализированным, каким оно до сих пор является. Нам нужна система социального и прежде всего государственного управления в которой бы основную роль играли самоуправляющиеся социальные общности (целостности), а система лишь координировала бы их взаимодействия».

Валерий ГРАЖДАН
- доктор философских наук, профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ

Понятие «закон» обычно используется в двух смыслах: как объективные законы природы, всего реального мира и как государственные (правовые) законы, которые относятся к субъективным, поскольку вводятся и действуют по воле социальных субъектов, государственных органов, государства в целом. Но государственные законы - это лишь часть субъективных законов. Другую их часть составляют многообразные устойчивые феномены общественного и индивидуального сознания, связанные с информацией, коммуникацией, гражданским управлением.
Всякий социальный закон раскрывается только как форма управления деятельностью людей, причем не любая форма управления, а существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям.
Законов социального управления огромное множество. Часть из них уже изучена. О другой части мы, возможно, еще и не догадываемся. Среди изученных информационно-аналитических законов можно назвать закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (принцип Питера), закон самовозрастания бюрократизма управленческих организаций, закон единства, закон адекватности, закон оптимальности, закон предрасположенности, закон устойчивости, закон управляемости, закон повышения квалификации, закон документального обеспечения, закон привычных сумм и др.
Рассмотрим первые два закона.
Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала был открыт американским ученым Л.Д.Питером (1919-1989) из Южно-Калифорнийского университета. Его книга «Принцип Питера», написанная в соавторстве с Р.Халлом, выдержала более 30 изданий и была бестселлером 1969 г. Питер не применяет в своих работах понятие «закон», а все устойчивые нормы деятельности управленческого персонала называет «принципами». В чем сущность основного открытого им закона (принципа)?


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС