ФЕДЕРАЛИЗМ. – 2005. - №2. – С. 5 - 18

НОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Николай ДОБРЫНИН


11 декабря 2004 года начался новый этап в истории отечественного федерализма и новая стадия в обустройстве системы государственного управления в стране. Согласно принятому в этот день Федеральному закону № 159-ФЗ прямые всенародные выборы глав регионов были заменены избранием их законодательными собраниями по представлению главы государства. Это самым кардинальным образом изменило соотношение полномочий между Центром и регионами, значительно трансформировало границы реальной автономии субъектов Федерации и меру ответственности региональных руководителей перед населением.

Новый порядок избрания руководителей регионов

Указанным законом предусмотрено, что гражданин наделяется полномочиями руководителя субъекта Федерации [1] законодательным органом субъекта по представлению Президента РФ в порядке, предусмотренном законом и конституцией (уставом) субъекта Федерации, что преподносится как модель "целостного соподчинения единого организма" исполнительной власти. Порядок представления и рассмотрения кандидатур на пост руководителя региона регулируется Указом Президента РФ № 1603 от 27 декабря 2004 г., где устанавливается, что указанные кандидатуры выдвигает полномочный представитель Президента в федеральном округе. Их должно быть представлено не менее двух. Они должны пользоваться авторитетом в регионе, иметь хорошую деловую репутацию, опыт публичной деятельности. По вопросу о выдвижении кандидатур полпред проводит консультации с общественными объединениями региона. Далее полпред представляет кандидатуры руководителю Администрации Президента, а тот перепредставляет их Президенту. Согласно положениям Указа, должностные лица Администрации Президента, которые занимаются подготовкой и внесением кандидатур на должность руководителей субъектов Федерации, отвечают за обоснованность своих предложений, за объективность и достоверность представленной информации.
Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 декабря 2004 г. устанавливает, что еще до официального представления кандидатуры руководителя региона происходят "соответствующие консультации" Президента и законодательного органа субъекта Федерации в целях предотвращения возможных разногласий. В случае отклонения кандидатуры главой государства в семидневный срок повторно вносится новое предложение. В случае двукратного отклонения кандидатуры Президент может назначить на срок до полугода временно исполняющего обязанности руководителя субъекта Федерации, после чего провести с законодательным собранием очередные консультации. Если же и они завершатся двукратным отклонением предложенной Президентом кандидатуры, то глава государства вправе распустить законодательное собрание и назначить новые выборы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС