ПРАВО И ПОЛИТИКА. – 2007 . № 3. – С. 39-53

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВ И
ИХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

И. А. ДЕЙЧ, В. А. ФЕДОСЕНКО


Субъективными публичными статусными правами наделяются лица, обладающие особым публично правовым статусом, например, депутата, судьи, государственного служащего. У каждого депутата есть полномочия и есть права, вытекающие из статуса депутата; у государственного служащего имеются должностные обязанности по исполнению полномочий, а также права, относящиеся к статусу государственного служащего. В основе статусных прав лежит публичный интерес: это право должно быть оправдано в качестве целесообразного и справедливого с публичной точки зрения. Статусное функциональное право может стать субъективным правом лица, обладающего таким статусом, только в силу его личной заинтересованности, вследствие проявленной им активности собственной воли. Отличительными признаками статусного права или субъективного публичного права являются следующие: они адресуются не лицу как таковому, а связываются с его определенным публично-правовым статусом; легитимационной основой и критерием эффективности этого права является степень реализации публичного интереса; пользование статусными правами ограничено во времени, оно прекращается вместе с утратой статуса, после чего лицо может пользоваться лишь отдельными статусными правами, если это прямо предусмотрено законом [1].
Данным видом прав обладает широкий круг субъектов, чья непосредственная профессиональная деятельность находится в рамках служения государству. Поскольку перечень их достаточно обширен, проведем анализ субъективных публичных прав на примере государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Сначала необходимо определиться с тем, кого же необходимо относить к категории гражданских служащих. Из смысла статьи 13 Федерального закона от "27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" можно вывести следующее определение: государственным служащим является гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на определенной должности гражданской службы в строгом соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное вознаграждение за службу из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС