Государство и право. – 2006. - № 4. – С. 87-93

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА:
УРАЛЬСКИЕ ДЕПУТАТЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ (1906-1917 гг.)

СИДОРЕНКО Н. С.


Столетний юбилей со дня открытия работы Государственной Думы России активизирует интерес исследователей к изучению истории ее создания и практики деятельности [2]. В отечественной литературе по-разному трактуется сущность "обновленного" государственного строя России, но признается неоспоримым тот факт, что своим рождением она была обязана революции 1905-1907 гг. [3] Под давлением массовых выступлений рабочих и крестьян, а также оппозиционных сил царизм вынужден был пойти на определенные уступки. Однако введение представительного строя в России в условиях революционной обстановки неизбежно отразилось на радикальном характере ее состава и деятельности, конфронтационности в отношениях с правительством и, как следствие, непродолжительности деятельности. Дума первого созыва проработала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 г., второго - немногим более: с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Принятие акта от 3 июня 1907 г., менявшего правила выборов в Думу, позволило создать более работоспособное представительное учреждение, которое смогло интегрироваться в политическую систему Российской империи.
Создание Государственной Думы явилось важным шагом на пути модернизации существовавшей политической системы и сближения России с демократическими парламентскими государствами Европы. Осмысление накопленного ею опыта, как положительного, так и отрицательного, может быть востребовано современным обществом в условиях возрождения и развития парламентаризма.
В настоящей статье автор предпринял попытку анализа деятельности в Думе представителей от Урала - крупного промышленного и культурного центра страны. Региональный подход позволяет выявить наряду с общими направлениями в работе представительного учреждения и те, которые определялись спецификой регионального представительства. Такой подход способствует расширению наших представлений о работе Думы, о выработке механизмов согласования интересов и практики принятия решений в ней, обогащает представление о персональном составе ее актива. Статья не претендует на исчерпывающее освещение темы. Автор акцентирует внимание на тех вопросах, которые позволяют раскрыть эволюцию идейных и тактических установок уральских депутатов, их вклад в разработку и принятие наиболее значимых для страны законопроектов.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС