Отечественная история. – 2006. - № 1. – С. 24-42
Манифест 17 октября 1905 г. и последовавшее за ним новое издание Основных законов 1906 г. внесли заметные изменения в государственный строй Российской империи. Создание Государственной думы ограничивало законодательные прерогативы монарха, сохранившего тем не менее право veto. Помимо этого, предполагаемые «увлечения» Думы должен был сдерживать реформированный Государственный совет, превращенный из законосовещательного собрания заслуженных престарелых сановников в верхнюю палату, половина которой назначалась царем, а другая избиралась от сословных и общественных учреждений. Вместе с тем ослабление бюрократического элемента в Государственном совете осложняло его взаимодействие с «объединенным правительством», возникшим - также в противовес Думе - в те же октябрьские дни 1905 г. Но и единство взглядов и действий членов правительства было довольно условным: министров назначал император и они непосредственно ему докладывали о делах своих ведомств, неся за них персональную ответственность, тогда как пределы власти председателя Совета министров были очерчены в законе очень расплывчато и фактически определялись личным авторитетом государственного деятеля, занимающего данный пост. Все это составляло весьма сложную и противоречивую конструкцию, устойчивость которой с самого начала была проблематичной. С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС |