Государство и право. - 1996. - N. 7. - С. 145-155

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА:
К 90-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ (МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА)


В декабре 1995 . в Институте государства и права РАН в рамках Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации состоялся "круглый стол", посвященный истории выборов в I Российскую Государственную Думу.
Во вступительном слове член-корр. РАН В.С. Нерсесяиц отметил, что в XIX-начале XX в. российская монархия делала шаги в сторону либерализации режима под непосредственным давлением "снизу", чередуя реформы с контрреформами. Основные законы Российской Империи в редакции 23 апреля 1906г. претендовали на роль конституции. Однако законосовещательный характер Государственной Думы и ее зависимость от усмотрения власти монарха не позволили ей дорасти до настоящего парламента и стать стабилизирующим фактором в социально-политической жизни страны.
В современных условиях выборы в России (парламентские и особенно президентские) существенно отличаются по тому значению, которое их результаты окажут на дальнейшую судьбу страны. В отличие от стран с развитой демократией, где выборы, не затрагивая основ жизни, представляют собой во многом простую смену лиц, в России они могут сыграть заметную роль в решении вопроса о выборе социально-политического строя.
В докладе проф. Е.А. Скрипилева "О значении первого в истории России национального представительства" речь шла главным образом о действии избирательных законов 6 августа 1905 г., 12 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г., а также о форме правления, установившейся в России в ходе Первой русской революции. По мнению докладчика, недемократический характер этих законов, особенно Закона от 3 июня 1907 г., был достаточно прояснен в исторической и юридической литературе, а потому не нуждается и доказывании. Достаточно отметить, что куриальная система выборов была сколком с самых консервативных западно-европейских избирательных законов. Положение усугублялось практикой применения избирательного права, которая справедливо квалифицировалась как "деление" выборов. Основная роль в этой неблаговидной деятельности выпала на долю Министерства внутренних дел, В сентябре 1905 г. в его аппарате было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу. Вначале оно входило в структуру Главного управления по делам местного хозяйства, а затем - Департамента общих дел. Особое делопроизводство руководило деятельностью избирательных комиссий (губернских, городских и уездных). В состав комиссии входили помимо чиновников представители дворянских сословных учреждений, городских самоуправлений и земств. В них председательствовали чиновники Министерства юстиции: председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и др.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС